История вышивки крестом в России.

Добрый день дорогие друзья!

В статье Русская народная вышивка я рассказала вам о материалах и орнаментах, характерных для народной вышивки России XVIII-первой половины XIXвв. Вышивка второй половины XIXв. не представляет такого многообразия видов, которое наблюдалось в первой половине столетия. Исчезают наиболее тонкие и трудоемкие приемы - шитье полукрестом, мелким бисером, цветным тамбуром. Появляется вышивка крестом. Сейчас вышивка крестом — это один из самых популярных видов вышивки в нашей стране, поэтому кажется, что эта техника имеет глубокие исторические корни. Но это не так. Появление вышивки крестом в России приходится на вторую половину XIX — начало XX вв и ее широкое распространение в России связывают прежде всего с именем Генриха Брокара.

Генрих Брокар(Henry Brocard) происходил из богатой семьи французского парфюмера. В 1861 году переехал в Россию. Здесь в 1872 году учредил торговый дом, а в 1893 году создал в Москве товарищество парфюмерного производства «Брокар и Ко» (ныне «Новая заря»).

Генрих Брокар
Генрих Брокар

Чтобы привлечь покупателей, Брокар придумал рекламный ход. Его сотрудники посещали деревни и собирали образцы узоров, наиболее популярных у крестьян. Затем эти узоры перерабатывались в схемы для вышивки крестиком. И к каждой упаковке "брокаровского" мыла прикладывалась бесплатная схема с узором, более-менее знакомым деревенским жителям.

Схемы вышивок с оберток мыла Товарищества Брокара и К. Конец XIX - начало XX века. Прорисовка.
Схемы вышивок с оберток мыла "Товарищества Брокара и К". Конец XIX - начало XX века. Прорисовка.
Схемы вышивок с оберток мыла Товарищества Брокара и К. Конец XIX - начало XX века. Прорисовка.
Схемы вышивок с оберток мыла "Товарищества Брокара и К". Конец XIX - начало XX века. Прорисовка.

Помимо схем вышивок «брокаровского» мыла, образцами служили разнообразные печатные узоры — альбомы, издававшиеся в Москве, Киеве и других городах, приложения к журналам «Нива», «Родина», «Вестник моды» и пр. Появившись на упаковках от мыла, вскоре появляются специальные сборники схем вышивок крестом.

Схемы вышивок со сборника Малорусских и великороссийских узоров для вышивания 1877г.
Схемы вышивок со сборника "Малорусских и великороссийских узоров для вышивания" 1877г.
Схема вышивки для салфетки. Приложение к журналу Родина.1911.
Схема вышивки для салфетки. Приложение к журналу "Родина".1911.

Довольно быстро вышивка крестом приобретает популярность. Причин тому несколько. В конце XIXв. эта техника была в новинку, ей достаточно легко научиться, любой узор можно перевести в схему и это просто красиво.

В результате, вышивка крестом полюбилась, её применяли совместно с традиционными техниками русской вышивки. Например, вышивка крестом нередко соседствовала с бисерными вставками.

Ниже приведены фотографии образцов вышивок из коллекции Русского музея и Государственного исторического музея. Обратите внимание как органично рукодельницы, сочетая несколько техник вышивания, делали вещи исключительной красоты.

Женский костюм. Рязанская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, кумач, бархат, шелковые ленты, тесьма, бисер, блестки, цветные бумажные, шерстяные и золотые нити. Вышивка: набор, крест, стабельчатый шов. 55х140
Женский костюм. Рязанская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, кумач, бархат, шелковые ленты, тесьма, бисер, блестки, цветные бумажные, шерстяные и золотые нити. Вышивка: набор, крест, стабельчатый шов. 55х140.
Бумажник. Середина XIXв. Вышивка крестом по канве разноцветными шелковыми нитями 12,5х18.
Бумажник. Середина XIXв. Вышивка крестом по канве разноцветными шелковыми нитями 12,5х18.
Бумажник. Первая половина XIXв. Вышивка крестом по металлической канве разноцветными шелковыми нитями 10х14.
Бумажник. Первая половина XIXв. Вышивка крестом по металлической канве разноцветными шелковыми нитями 10х14.
Ковер. Конец XIXв. Вышивка крестом по канве цветными шерстяными нитями 150х178
Ковер. Конец XIXв. Вышивка крестом по канве цветными шерстяными нитями 150х178.
Передник. Вологодская губ. Вторая половина XIXв. Вышивка крестом и в настил красными льняными нитями по холсту. Кружево ручной работы. 104х84
Передник. Вологодская губ. Вторая половина XIXв. Вышивка крестом и в настил красными льняными нитями по холсту. Кружево ручной работы. 104х84.
Добавить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.