Русская народная вышивка. Материалы. Орнаменты.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня хочу поделиться с вами результатами моих поисков, касающихся традиций русской народной вышивки. Скажу честно, что до недавнего времени я имела крайне поверхностное представление об этом вопросе. Но совершенно случайно наткнулась несколько книг, посвященных русской вышивке, и меня «затянуло». В данной статье будет приведена краткая информация о материалах и орнаментах в русской вышивке, а в следующая будет посвящена появлению в России вышивки крестом. Прошу присоединяйтесь, будет интересно!

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья. Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв..

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Основной цвет русской вышивки - это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных). Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента.

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.

Оплечье женской рубахи. Архангельская губ. Начало XIXв. Холст, льняные и шелковые цветные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись, гладь, крест. 36х27
Оплечье женской рубахи. Архангельская губ. Начало XIXв. Холст, льняные и шелковые цветные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись, гладь, крест. 36х27.
Конец полотенца. Тульская губ. Начало XXв. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома. Вышивка: крест. 36х27.
Конец полотенца. Тульская губ. Начало XXв. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома. Вышивка: крест. 36х27.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.

Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов — кони по сторонам деревца или растения.

Полотенце. Олонецкая губ. Начало XIXв. Холст, узорное ткачество, кумач, льняные и шелковые нити, коклюшечное кружево. Вышивка: роспись, гладь. 35х236.
Полотенце. Олонецкая губ. Начало XIXв. Холст, узорное ткачество, кумач, льняные и шелковые нити, коклюшечное кружево. Вышивка: роспись, гладь. 35х236.
Подзор. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись. 158х107,5.
Подзор. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись. 158х107,5.

Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.

Конец полотенца. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. 34х245. Из музея народоведения.
Конец полотенца. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. 34х245. Из музея народоведения.
Конец полотенца. Тверская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити. Вышивка: роспись. 40х22.
Конец полотенца. Тверская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити. Вышивка: роспись. 40х22.
Конец полотенца. Тульская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные и синие бумажные нити. Вышивка: белая и цветная перевить, стлань, роспись, мережка. 33,5х16,3.
Конец полотенца. Тульская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные и синие бумажные нити. Вышивка: белая и цветная перевить, стлань, роспись, мережка. 33,5х16,3.
Столешник. Вологодская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись. 172х242.
Столешник. Вологодская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись. 172х242.

Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.

Список литературы, который использовала привожу ниже. Конечно, сейчас есть и более современные источники информации, но эти книги мне понравились большой детальностью и тщательностью изложения:

  1. Маслова Г. С. "Орнамент русской народной вышивки". М., 1972
  2. Дурасов Г.П. "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке". М., 1990
  3. Богуславская И. Я. "Русская народная вышивка." М., 1972
Добавить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.